личный блог Евгении Медниковой

Сколько стоит сайт?

Дизайн нового сайтаПримерно так будет выглядеть новый сайт одной замечательной Волгоградской типографии. На момент публикации данной статьи он стоил своему хозяину 25 тыс. руб. А должен был стоить 70 тыс. руб. Каким образом удалось сэкономить 50 тыс. и действительно ли это была выгодная сделка?

История, которую я хочу рассказать в этой статье, очень типичная. Она случается со многими людьми. Данный пост был написан с целью разобраться из чего складывается цена на сайты в наше время и почему она так сильно разнится. Выводы каждый читатель сможет сделать для себя сам. Я лишь расскажу с чем мне пришлось столкнуться.

Итак, в то время я чуть меньше месяца работала в веб-студии. Моему знакомому нужен был сайт. У сайта имелось ТЗ, которое я сама же и написала. У сайта был в наличии дизайн, который нарисовали специалисты типографии. Не станем обсуждать ни то, ни другое. Их качество не влияет на цифры в данном конкретном случае. Важно только их наличие.

А еще у бизнеса работал старый сайт, сделанный на WordPress. В том смысле, что интернет-ресурс был доступен в сети Интернет, все кнопочки переключались, все формы и страницы открывались корректно. И все вроде бы хорошо. Только сайт не приводил клиентов. Он просто был.

Выявлены проблемы старого сайта. Разработан новый концепт. Нарисован новый дизайн. Осталось только претворить все это в жизнь. Тут не обойтись без помощи программиста и верстальщика (или программиста-верстальщика).

Раз уж новый сайт должен был делаться на основе моих рекомендаций, было бы логично, если бы в процессе его реализации я находилась бы где-нибудь поблизости. Поэтому владелец типографии Александр, хоть и без энтузиазма, отправил запрос в ту студию, где я в тот момент трудилась.

Цифра, которая значилась в присланном в качестве ответа на запрос коммерческом предложении, шокировала даже меня.  Конечно, как человек, знающий процесс разработки интернет-ресурсов изнутри, я понимала, что за 30 тыс. ничего хорошего не напишут. Но и заявленных 70 тыс. никак не ждала. Это без учета дизайна. Внимательно изучив коммерческое предложения я не нашла там ничего такого, что хоть как-то оправдывало бы заявленную сумму.

В ситуации, когда сотрудничество было бы крайне выгодно для всех участников данной истории, сделка не состоялась. Даже я была вынуждена признать, что 70 тыс. за такой сайт — это дорого.

Александр обратился к программисту, который делал его предыдущий сайт на WordPress, показал ему новый дизайн и узнал, сможет ли он такое сделать, и сколько это будет стоить. Через некоторое время я с новой порцией удивления взирала на тестовую версию нового сайта, разработка которого уже велась. Он выглядел ровно также, как на макете.

Тут бы, казалось, и сказочки конец. Если сайт ценой в 70 тыс. и сайт, который втрое дешевле, выглядят одинаково, зачем платить больше?

Ответ на этот вопрос я получила незадолго до того, как покинула состав специалистов веб-студии. Мне доверили продвижение сайта маленькой региональной компании, ведущей бизнес в очень узкой сфере.  Интернет-ресурс был сделанный на WordPress каким-то неизвестным героем. Первое время он произвел на меня положительное впечатление. Да, у него, как обычно, были проблемы с дизайном. Но информация представлена эффективно. Более того, на сайте применялись некоторые хорошие маркетинговые приемы. И это меня очень радовало.

Мало-помалу я узнала историю этого интернет-ресурса. Когда-то ребята обращались в веб-студию с просьбой сделать им сайт. Но цена не устроила. Поэтому сайт был заказан какому-то независимому умельцу. Другой независимый умелец это чудо человеческой мысли успешно продвигал. Но вот уже три месяца на сайт из поисковых систем не заходило ни одного человека.

По мере того, как я находила и извлекала на свет Божий все проблемы этого небольшого интернет-магазина ко мне приходило понимание того, из чего же на самом деле складывается цена сайта и почему внешний вид виртуального представительства совсем не определяет его качества.

Не стану утомлять вас техническими тонкостями процесса. Расскажу лишь итог.

Что получает заказчик сайта за оговоренную цену?

Я долго думала, каким образом сделать сравнительную характеристику одновременно понятной и наглядной. Правильнее всего было бы выразить ее в цифрах. Но цифры — вещь упрямая и сильно усредненная. Они не объясняют того, что за ними стоит.

Предлагаю вам сразу два варианта. Я выделила наиболее значимые параметры. Сначала я объясню чем отличаются сайты по каждому из них, а в финале приведу сравнительную таблицу.

Внешний вид сайта

Дешёвый сайт

Как правило, внешний вид оставляет желать лучшего.

При разработке отталкиваются от тех бесплатных тем оформления, которые удается найти.

Или заказывают дешёвый дизайн у фрилансера. В этом случае сайт может выглядеть так, как вы пожелаете. Вы даже можете продавать тротуарную плитку на сайте, где любимая собака является центральным элементом оформления. Это будет стоить вам минимум + 10 тыс. к цене.

Обычно такие сайты не укладываются в сетку, имеют какие-то несуразные сочетания цветов и украшаются полностью выбивающимися из общей концепцией разноцветными, мигающими баннерами/слайдерами.

Сайт, сделанный в веб-студии

Внешний вид сайта в основном зависит от того, насколько высоко заказчик оценивает свои способности как специалиста в области дизайна и на сколько сильно он настаивает на детальном воплощении своих «хочу».

Это, на самом деле, большая беда всех веб-студий. Заказчики и исполнители с огромным скрипом договариваются о внешнем виде и функциональности будущего интернет-ресурса. В веб-студиях работают талантливые люди с подрезанными крыльями. Они заранее готовы что им придется профессионально делать то, что с профессиональной точки зрения является бредом.

Поэтому дизайн сайта, заказанного в веб-студии — это всегда результат взаимных компромиссов. И все же, обычно он выглядит лучше чем более дешевые аналоги потому что люди там знают, что делают. Люди имеют опыт и репутацию. Им потом ваш сайт в портфолио показывать. Поэтому они стараются даже самую бредовую идею заказчика уложить в профессиональные нормы.

Техническое исполнение сайта (качество кода)

Дешёвый сайт

На дешевых сайтах полно ошибок. Многие из них остаются незаметными для взгляда со стороны. И только когда начинаешь работать с сайтом, заглядываешь в его начинку, то берешься за голову и понимаешь, что нет, это не разгрести. Это тот вариант завала, который будет дороже переделывать, чем сделать все заново.

В своей практике я еще не встречала ни одного более-менее качественного сайта стоимостью менее 50 тыс. рублей. Даже если эти интернет-ресурсы были сделаны в веб-студиях, даже если в очень хороших, качество кода оставляло желать лучшего.

Сайт, сделанный в веб-студии

Хотелось бы написать, что все будет отлично. Но, на самом деле, все зависит от компании-исполнителя. На данный момент реальность такова, что нормальные сайты делают лишь 10-15% известных мне контор. Одна из веб-студий делать хорошие сайты умеет. Но периодически выпускает полный шлак. Они просто не отказываются от денег. Тем или иным способом собирают все, что им приносят. В лучшем случае они пытаются объяснить клиенту, что если он заплатит больше, то у него потом с сайтом будет меньше проблем. Но если понимают, что у заказчика только 30 тыс. и не рублем больше, то делают сайт на эту сумму. Вопрос лишь в том, что клиент всегда получает ровно то, что оплачивает. В свет выходит очередной «говносайт», хоть и выглядит он так, как хочет клиент.

Продвижение готового сайта в сети

Дешёвый сайт

За 30 тыс. вы получите нечто по определенному адресу в интернете. На это можно будет любоваться самому. Это можно будет показать друзьям. Оценить ваш сайт сможет любой, у кого будет адрес. Но вряд ли этот сайт сможет привести к вам клиентов из сети. Впрочем, всегда можно настроить контекстную рекламу.

Серьезные конторы начинают работать с контекстной рекламой при бюджете рекламной компании от 100 тыс. в месяц. Да, всегда есть варианты. Даже плохие сайты можно продвигать. Даже в наше время, когда поисковые системы объявили войну «говносайтам» и черным методам продвижения. Можно работать и белыми. Все зависит от специалиста. Но это влетит вам в копеечку.

Интернет-ресурс превратиться в бездонную черную дыру и даже Всевышний, наверняка, не знает, в какую сумму на самом деле обойдется вам дешёвый сайт.

Сайт, сделанный в веб-студии

Если бы мой знакомый заказал себе сайт за 70 тыс. рублей, то через пару-тройку месяцев он получил бы готовый продукт который способен продвигать себя сам при минимальных усилиях со стороны его владельца. По большому счету там достаточно было бы просто грамотно прописать метаинформацию.  Для полного счастья, желательно поставить сайт на техподдержку, чтобы вовремя отлавливать ошибки системы или контент-менеджеров, а также прочие неприятности, которые могут повлиять на позиции. Кроме того, в некоторых конторах за ту же сумму дают рекомендации по тому, что необходимо сделать, чтобы сайт приводил еще больше клиентов или чтобы увеличилась конверсия. Цена такой услуги в той веб-студии была, если не ошибаюсь, от 3000 руб. в месяц. К сожалению, в коммерческом предложении, которое получил мой знакомый, этого не было сказано. А я слишком поздно это поняла.

Сравнение двух вариантов сайтов по шкале от 1 до 10 баллов:

Параметр оценки

Средняя оценка параметра по шкале от 1 до 10
Дешёвый сайт

Сайт, сделанный в веб-студии

Внешний вид

5

8

Техническое исполнение

3

от 6 до 10
в зависимости от конторы

Возможность дальнейшего продвижения сайта в сети

2

7-10
в зависимости от качества технического исполнения

Итого:

10

от 21 до 28

Выводы

Давайте начистоту.

За 25 тыс. руб. мой знакомый получил не новый сайт, а старый, но с новым дизайном. Фактически, он заплатил за внедрение новой визуальной оболочки.

Примерно за 100 тыс. руб. он мог бы получить профессиональное решение с нормальным web-дизайном и естественным стартом в продвижении. Первые два года за сайтом достаточно было бы просто наблюдать. Возможно, за это время он успел бы отбить вложения. Но даже если и нет, то дальнейшее продвижение ресурса требовало бы минимальных денежных вливаний.

Сайт — это достаточно дорогое вложение. Вы можете заплатить один раз определенную сумму и далее за небольшую деньги этот сайт поддерживать. Или вы можете заплатить чуть-чуть, а в результате почти ничего не получить кроме понимания того, что нормальный сайт не может быть дешёвым.

Что делать если у вас нет 100 тыс.? Найти хорошего маркетолога. Сайты перестали быть центральной фигурой интернет-пространства. В настоящее время существует множество инструментов продвижения товара или услуги в сети. Намного важнее иметь грамотную стратегию развития, вписывающуюся в существующие бюджеты. А там и деньги на хороший сайт легко найдутся.

« »