Эта статья — крик души. Она основана на опыте нескольких людей. Мнение, которое я тут выскажу, крайне непопулярно. Я долго не могла решиться на то, чтобы всё это опубликовать, но решилась. Возможно, этот опыт поможет кому-то сэкономить нервы, время и деньги. Ведь кто-то сейчас заканчивает школу. Это дети. А у детей должно быть будущее.

Если вы не имеет детей школьного возраста и планируете своё собственное обучение, вероятно, вам будет интересен наш опыт прохождения разных курсов. С ними всё не так хорошо и весело, как рассказывают.

Прошу вас, подумайте ещё немного, прежде чем решите отправить ребенка в ВУЗ или самим туда пойти. Так ли это необходимо?

Если речь идет о поступлении «на бюджет», то это может иметь смысл. Придется нелегко. Но хоть деньги не потеряете. А вот если обучение платное, быть может стоит сохранить эти средства для того, чтобы остался шанс получить настоящие знания. Такие, которые относятся к профессии и применимы на практике.

Что не так с высшими учебными заведениями?

Я понимаю — очень страшно оставлять ребенка без бумажки. Я помню те странные времена в 90-х годах прошлого века, когда должностная инструкция уборщицы предусматривала высшее образование. Не будем рассуждать о том, кем и как составлялись такие должностные инструкции. Факт — на нормальную работу без бумажки было невозможно устроиться. Многие думают, что сейчас тоже самое. Но мир изменился!

Лично знаю человека, который не имеет высшего образования (кажется, вообще никакого кроме школы) и является успешным высокооплачиваемым разработчиком под IOS.

На днях я получила свое удостоверение о повышении квалификации по специальности «Управление проектами». Официальное. ВУЗ имеет специальную лицензию, подтверждающую его право проводить подобного рода программы и выдавать соответствующие документы. Этот кусок картона потребовал от меня колоссального количества нервов, но ничего совершенно не дал: ни знаний, ни подтверждения оных. Тем не менее материалом я владею, но не благодаря ВУЗу, в котором прошла программу.

Возьмет ли меня кто-то на работу с этой бумажкой? Сомневаюсь. Но я знаю аналог данного документа об образовании с которым на работу берут даже без опыта. Это другой сертификат. Его выдает частная организация.

Наиболее известная сертификация по общему подходу к управлению проектами — Project Management Professional (PMP) Его российский аналог — PME. Экзамен стоит 15 000 рублей. Минимально, что нужно приобрести для обучения — «учебник» за 4000 рублей. Но его, конечно, недостаточно для успешной сдачи экзамена, результаты которого будут котироваться только в нашей стране. Сертификат действителен только 4 года. Потом нужно снова сдавать экзамен (и снова платить за него немалые деньги). Известны случаи когда на работу брали людей, сдавших этот экзамен но не имеющих практического опыта работы в данном направлении. Все потому, что эту сертификацию невозможно пройти не разбираясь в вопросе на достаточно высоком уровне.

Экзамен проводит частная компания, а не какая-то специальная организация, вынужденная подчиняться специальному министерству. И вот такой эффект. Их услуги стоят дорого. При этом они максимально востребованы.

Управление проектами — это область знаний, которая формируется прямо сейчас, а не в каком-то там лохматом году. Библиотека знаний постоянно обновляется. Всё время выпускаются новые версии, которые необходимо покупать за хорошие деньги (сильно больше, чем книжка про фэнтези или детективчик). ВУЗы пытаются делать программы обучения. Но это малореалистично. Повышение квалификации я прошла по 5 версии библиотеки. Она уже не совсем актуальна. Есть более свежее издание.

Знания устаревают быстрее, чем студенты успевают получить диплом. Но не все так безнадежно в системе государственного образования. Ещё осталась небольшая возможность обзавестись дипломом и не жалеть о бездарно потраченном времени. Читайте ниже про колледжи.

Кроме того, без высшего образования нельзя обойтись если будущая профессия связана с наукой. Базон Хиггса крайне сложно искать в домашних условиях. Не имеет особого смысла заниматься гляциологией в отрыве от исследовательской деятельности. Не обойтись без высшего образования врачам, чья работа — не столько лечить людей (как думают многие), сколько заниматься исследованием болезней.

Если у вас или у вашего ребенка явная тяга к биологии, химии, астрофизике или математике, конечно, без ВУЗа не обойтись. Я всего лишь обращаю внимание уважаемого читателя на то, что высшие учебные заведения — это история не про профессию и обретение навыка. Это история про знания в чистом виде. Так было всегда. Институты занимались и занимаются исследованиями. Их деятельность никогда не была связана с деньгами напрямую.

Что не так с модными курсами?

С программированием та же беда, что и с управлением проектами — всё слишком быстро меняется. Пока разработают программу обучения, язык(и) программирования, на который(ые) будет опираться учебный материал, безнадежно устареет и умрет.

В прошлом году Игорь прошел курсы по программированию. Известные. Дорогие. Основной вывод — стать программистом за один год может только готовый программист.

Из 30 человек, записавшихся на курс, к концу обучения домашку сдавали только 5. Трое из них хорошо разбирались в предмете и всё время рассказывали преподавателю как лучше написать код.

Уроки на курсе длились больше часа. Нередки были случаи, когда подробно разбирали какой-то пример. Потом в конце урока преподавателю задавали вопрос: «Как это применять в работе?» И преподаватель отвечал – никак. Это всё устарело, сейчас делают иначе, а это нужно только для общего развития. Люди пришли для того, чтобы стать программистами, а их развивают в общем. Рабочие примеры так и не показали. Их пришлось потом гуглить и разбирать самостоятельно. Вот так вот хорошие деньги были заплачены за общее развитие. На самом деле за то, чтобы понять — никакие курсы не сделают из тебя программиста.

На курсах программирования старые программы, еще десять лет назад украденные где-то и выложенные на Торент. Домашку для студентов подбирают не преподаватели, а кто-то другой. Вероятно, методисты. Частенько к концу урока становится понятно что у студентов нет ничего для того, чтобы сделать следующую домашнюю работу. Но сдать её они обязаны в срок, иначе не получат сертификат. Хорошо, что в интернете можно найти готовое решение. Программа-то старая и всем понятно как добытая. Отсюда преобладание в курсе устаревших примеров решения задач. Так и живем.

Про наиболее известные курсы уже шутки ходят в интернетах. Стандартная история: очень крутой спикер на бесплатном вводном вебинаре; программа обучения, которая включает в себя вообще всё, что нужно знать хорошему специалисту (полный фарш), но срок обучения всего год, а не пять-шесть как в ВУЗах. Если прийти на курсы не с нулевыми знаниями, то сначала будет даже казаться, что всё получается, только подбешивает немного как тупит преподаватель, пытаясь придумать код прямо на уроке. Курс ведет совсем не тот человек, что зажигал на бесплатном. Простой блок знаний быстро заканчивается. А потом… Как выразилась одна девушка: «Я моргнула и стало ничего непонятно».

Эта девушка пыталась освоить профессию с помощью нескольких кусов. Думала, что первый она просто неудачно выбрала. Нет. Дело не в курсе. Дело в самой идее получения профессии таким образом. Эта история была рассказана в видео, которое Игорь случайно нашел. Мы слушали с упоением. Путь, который описала девушка очень точно, емко, самокритично, был так похож на наш (уверена, не только на наш). Я даже хотела поделиться этим видео в своих соцсетях, но оно исчезло из YouTobe через 15 минут после того, как Игорь поставил ему лайк.

Сразу вспомнила как прошлом году осваивала искусство веб-дизайна. На курсы не пошла потому, что вовремя получила представление о том, что там происходит. В профессиональном сообществе один человек, намеревавшийся взять в штат дизайнера, перечислил несколько известных курсов и спросил о том, чьи выпускники будут обладать большим объемом знаний. В комментарии пришли те, кто эти курсы закончил и рассказали что там у них было. У дизайнеров примерно тоже самое, что и у программистов. Этой профессии лучше учиться у практикующего специалиста, а не на курсах.

Кстати, там в комментах было немало людей, готовых за приемлемую плату поделиться знаниями так как работы у дизайнеров не так уж и много. Очень, очень сложно находить адекватных заказчиков. Много сил отнимает необходимость объяснять клиенту простые вещи. Например, почему не имеет смысла «играть со шрифтами» и подобное. Всё это утомляет. Многие с удовольствием бы потратили свое время на то, чтобы объяснить тоже самое но тому, кто способен понять.

Никакую профессию из тех, что в ВУЗах преподают за 6 лет, невозможно получить за год без отрыва от работы. Это миф, утопия. Ее поддерживают только потому, что это хорошо продает.

Все известные мне программисты получили свои знания самостоятельно. Они учились каждый день, практически без выходных и тратили на это 12-16 часов. Да, многим пришлось уволиться чтобы получить шанс обрести новый навык.

При таком подходе где-то через два года они получали работу за деньги. Кому-то везло и он с помощью хитрости (обмана) устраивался где-то через 10-12 месяцев ежедневного кропотливого труда по самостоятельному обучению. У хитрых после получения работы наступал взрывной рост навыков. Почему? Потому что они получали доступ к человеку, который видел их код и указывал на ошибки.

Игорь продолжает обучаться программированию (помимо того, что работает и готовится пройти сертификацию по PME). Курсы, которые он проходил, вымотали все нервы, но мало что дали. Самым эффективным стало самостоятельное обучение. Единственное, чего очень сильно не хватает Игорю — ментор (человек, который знает как делать и сможет проводить code review).

Сложившаяся ситуация, мягко говоря, не радует. Осознание всего вышеописанного далось нам с Игорем нелегко. Я задалась вопросом — а как же учиться в 21 веке, чтобы чему-то научиться и где брать готовых специалистов?

Училища и колледжи всё ещё актуальны

У меня красный диплом по специальности Прикладная информатика (в экономике). У Игоря такой же, только синий. Так вышло, что мы получили с ним одну и ту же профессию в одно и тоже время, но в разных ВУЗах.

Когда я готовила наши документы к программе повышения квалификации, то спросила риторически, как бы между прочим: «Что за специальность такая — прикладная информатика в экономике»? Игорь в это время писал какой-то сложный аналитический документ, но все же ответил коротко и очень точно — какая-то неведомая хрень. Как и большинство специализаций, полученных в ВУЗе, наша — очень теоретическая и не позволяет напрямую сконвертировать себя в деньги.

Мой 2021 год начался с того, что я увидела пост моей одногрупницы, которая в 2020 поступила в колледж. Да, вот так: получила высшее образование, несколько лет спустя родила двоих детей, а затем пошла учиться в колледж. Раньше было наоборот. А сейчас так.

Дело в том, что колледжи и училища дают прикладные навыки, которые можно применять в бытовой жизни. Многие из них, если и устареют, то очень нескоро. Но самое главное — такую профессию можно быстро получить. Время в наши дни стоит дороже денег.

Тракторист (он же водитель погрузчика) зарабатывает в среднем 35-45 тыс. рублей.

Сварщик — 50 тыс. рублей.

Это зарплаты не для Москвы, но для достаточно крупного города. Бухгалтеры и юристы здесь будут получать примерно столько же.

На электричестве сейчас завязано буквально всё. В некоторых домах даже канализация. При этом специалистов нет совсем. Острая нехватка. А автоэлектрики? Это же вообще редкость. Контакты хорошего специалиста передаются шепотом как сокровище.

Самое классное — работать по специальности совсем необязательно. Всё равно три года жизни, потраченные на обучение, будут отданы не зря. Знания в области электрики, электроники или даже навык сварки всегда пригодятся в хозяйстве, в ежедневном быту.

Про сферу красоты я молчу. Это вечнозеленая тема. Многие получают профессии парикмахера, мастера маникюра и прочие, иногда внезапные, как наращивание ресниц. Но учатся этому уже давно не в гос.учреждениях. Здесь знания чаще всего передаются от мастера к мастеру. Иначе просто нельзя. Всё очень быстро меняется. Пока какое-то знание введут в программу, мода уйдет в другом направлении. Реагировать нужно быстро.

Вообще, не стоит надеяться на качество образования в любых гос.учреждениях. Нет его там давно. Но в сложившихся обстоятельствах, когда специалистов нет вообще, востребованы будут любые, с любыми знаниями, лишь бы трезвые. Лишь бы с электриком можно было договориться сделать розетку там, где она предусмотрена по проекту, а не там, где с его ростом удобнее штрабить (дизайнеры интерьеров поймут).

Где получить знания, которые раньше мы получали в ВУЗах?

Я вижу только один способ чему-то научиться — у того, кто это умеет делать и постоянно практикует.

Мир меняется слишком быстро. Тот, кто сейчас что-то реально может сделать в какой-то из областей — не преподает. Он делает. Он работает и ему за это неплохо платят. Потому что тех, кто умеет, изчезающе мало. Гораздо больше тех, кто просто продает труд тех, кто умеет. Немыслемый кадровый голод присутствует во всех сферах. Встретить практикующего специалиста в ВУЗе — большая удача. Но мало кто там задерживается. Заниматься бюрократией в нынешних условиях никому не интересно.

Любой навык состоит из трех важных составляющих: знать, понимать, уметь применять на практике. Все они — не одно и тоже. Они разные.

Для того, чтобы знать, достаточно теории, которой полно в интернете практически на любую тему.

Для того, чтобы понимать, часто бывает достаточно гипотетических примеров.

Но одних только знаний и понимания недостаточно для того, чтобы получить удовлетворительный результат. Всё это «добро» необходимо к чему-то приложить. Тут нужна реальная «боевая» задача. А для того, чтобы ученик случайно не сломал мир, нужен наставник. Без этого никак.

Если хочется быть бухгалтером, нужно идти к практикующему бухгалтеру, который в данный момент ведет документы и знает, какие стандарты сейчас к ним применяются. Не всякие там международные ISO, а те, которые требуют контролирующие органы. С моей первой работы меня уволили за то, что я привела документооборот в соответствие стандарту. Бухгалтер была в ужасе от того хаоса, который я устроила в документах. И я тоже испытала серьезный шок, но уже от того, что несколько лет меня пытали и мучили добиваясь безукоризненного знания никому не нужных парадигм.

Если хочется быть юристом нужно идти учиться к практикующему юристу. Заодно и нужные знакомства появятся.

Совсем без формального образования в обоих случаях пока не обойтись. Просто потому, что профессионал не станет тратить время на то, чтобы объяснить ученику базовые принципы работы системы или то, как привести текст к единообразию при оформлении документов (знаю людей, которые закончили очень серьезные ВУЗы, но по какой-то причине этого до сих пор не умеют). Формальное образование как раз и дает эту самую неизменяемую, давно сформировавшеюся основу. Но, к сожалению, и много всего лишнего, что превращает учебу в абсурд и гонку на выживание. А вот профессионалом можно стать только учась у профессионала. В учебных заведениях этого не дадут. Поэтому полное высшее образование для всех подряд я считаю избыточным.

Работать стажером на специалистов нужно не за деньги, но в обмен на знания. Профессионалов мало. Они «зашиваются». У них всегда полно мелких задач которые «пожирают» их время. В результате «профи» не могут взять больше клиентов, хотя могли бы. К ним всегда очереди. Если у них будет стажер, который станет делать разную мелкую работу в обмен на какой-то объем прикладных навыков, всё пойдет куда веселее. Даже отрасль в целом начнет развиваться, а не загибаться.

Если хочется быть программистом, нужно найти программиста в той области, которая более всего привлекает и уговорить его уделять по 2 часа в неделю пообещав ему за это 3000 рублей. Да, сейчас ценник такой: 1500 за час консультации по коду. Не каждый сумеет такую консультацию проводить. Многие умеют писать код, но ничего не могут объяснить. Специалиста, способного передать свои знания, ещё нужно поискать. Но это, на мой взгляд, единственный рабочий способ.

Учиться, конечно, придется, совсем не 2 часа в неделю. Всё остальное время от заката до рассвета нужно будет копать теорию и искать теоретические примеры. Нужно пытаться самостоятельно решить почти настоящую (пару месяцев назад уже решенную ментором) задачу. Час консультации — дорогое время. Его необходимо тратить максимально эффективно разбирая самые жесткие «затыки».

В году примерно 52 недели. Поэтому год обучения с ментором в таком режиме будет стоить 156 тыс. рублей. Это сопоставимо со стоимостью обучения в ВУЗе или с ценой курсов. Только намного, в разы эффективнее, если удастся найти хорошего куратора.

Реальный кейс — пример

Когда Игоря сократили в связи с пандемией он искал работу и наткнулся на объявление, где набирали в штат front-еnd разработчиков с предварительной полугодовой неоплачиваемой стажировкой. Откликнулся. Ему прислали дизайн сайта, который нужно было сверстать. Дизайн сложный. Максимально сложный. Мне кажется, они собирали в нем все самые заковыристые моменты. В дизайне было несколько ошибок из тех, что часто допускают не очень опытные дизайнеры. Об их наличии предупредили.

К дизайн-макету прилагались ссылки на источники теоретических знаний и адрес группы в телеграмме, где общаются стажеры. Всё.

Необходимо было сверстать то, что прислали и выложить на GitHub. Сразу честно предупредили что самостоятельное изучение всего, что необходимо для этой работы, занимает примерно полгода. Тут нужно уточнить, что речь идет не про обучение с нуля. Они ищут уже готовых верстальщиков, но необходимо дотянуть себя до уровня, необходимого команде. Успешно справившихся с задачей брали в штат. Но таких было немного.

Игорь не успел. Свой штат они набрали. Но обучение не прекратили. Просто изменились условия. Теперь этап code review платный. Сколько стоит — не написали. Тех, кто справляется, продают в другие команды разработчиков с условием ежемесячного отчисления 25% от зарплаты разработчика его ментору в течение 2 лет. То есть они берут деньги и с работодателя, и с того, кого устраивают на работу. При чем последний – почти что раб.

Жестоко? Да. Но вот эта вот задача по самостоятельному обучению и верстке заковыристого макета – это самое эффективное из всех видов обучения, которые были у Игоря включая платные дорогие курсы. Поэтому я не удивлюсь, если даже такие жесткие условия будут кем-то востребованы.

Где искать специалистов в штат?

Вам нужны сотрудники? Хантер, переманивающий специалистов из соседних компаний, уже сбился с ног, так как соседей немного, да и зарплаты уже повышать некуда? Готовьте обучающую программу для стажеров.

Да, это очень накладно. Это требует ресурсов человеческих и финансовых. Но это лучше, чем брать в штат какого-нибудь программиста, который выучит наизусть кусок кода, не понимая его, и продемонстрирует вызубренное на собеседовании. Этот наемный сотрудник всё равно сожрет время ваших лучших людей прежде, чем научится. Только вы ему за это ещё и заплатите. Хуже всего будет, когда новичок уйдет в соседнюю компанию применять там полученные у вас знания, оставив после себя кривые костыльные наработки.

Если реально, без иллюзий смотреть на процесс поиска специалиста, то правильно будет сразу заложить ресурс на его обучение и предусмотреть в контракте срок, который наемный сотрудник должен отработать за определенную оплату после того, как обучение закончится. Не лишним станут условия, при которых данное соглашение может быть расторгнуто. Затраты на обучение окупаются. Если работать над развитием команды, то окупаются с хорошими процентами.

Частнопрактикующим специалистам очень нужны стажеры, «руки на подхвате», те, кому можно делегировать. Лишних денег нет, но можно платить временем и знаниями. Необходимо предусмотреть сколько времени в неделю будет занимать работа и сколько — обучение. А также – в чем это обучение будет выражаться. В ответ специалист вправе требовать тоже — время, которое будет потрачено стажером на выполнение какой-то работы из числа типовой, монотонной. Таким образом профессионал себя разгрузит и у него наконец-то появятся выходные, отпуск или он сможете больше зарабатывать так как возьмет больше клиентов. Как минимум, с помощью стажеров можно обезопасить себя от выгорания.

Выводы

Процесс обучения изменился и переехал туда, где полученные знания применяются — на работу. Это выгодно всем — и работодателям, и привлекаемым специалистам. Обретение актуального навыка больше не отделимо от практики. Такова наша новая реальность. С ней можно спорить. Ей можно сопротивляться. Но будет ли это эффективно? Возможно, имеет смысл сэкономить ресурс и направить его на то, чтобы в этой новую реальность вписаться.

Мне кажется, что не за горами то время, когда снова начнут применяться алгоритмы работы «мастеров» с «подмастерьями» и возродятся гильдии.