Я сразу, с порога, отвечу на обозначенный в заголовке вопрос, а потом разберу несколько ситуаций. Целесообразность наличия сайта сильно сомнительна, если вы пока не готовы ежемесячно вкладывать в него деньги и время.

Сайт бесплатно, только заплатите за хостинг

Студенты курсов или новички часто предлагают бизнесменам сделать сайт бесплатно. Начинающие таким образом получают рабочий проект в портфолио. Предполагается, что бизнесмен от этого ничего не теряет. Не понравится сайт — не будет пользоваться. На самом деле это не совсем так.

Вряд ли сайтостроитель окажется по совместительству экстрасенсом. Ему придется про бизнес что-то рассказать. А так же про себя. Необходимо договориться о терминах, сверить понятие «прекрасного», сопоставить взгляды на то, что является само-собой-разумеющимся. На это предприниматель потратит время.

Помним, что по условиям договоренности требуется заплатить за хостинг. Вероятней всего попросят оплату за год. Чтобы готовый сайт запустить понадобится ещё купить доменное имя и, возможно, сертификат безопасности для протокола https. Это стоит в районе 3600 рублей — самый минимум из адекватных вариантов (на момент написания статьи).

Какие риски несет предложение о бесплатном сайте?

  1. Исполнитель найдет себе оплачиваемый проект для портфолио и не закончит работу по взятым на себя обязательствам без оплаты. А время уже потрачено и, возможно, даже хостинг оплачен.
  2. Исполнитель не сможет реализовать то, что хотел бы видеть на своем интернет-ресурсе предприниматель. Или реализация будет такой, которая сведет на нет желаемый результат.
  3. Готовый результат предпринимателю не понравится поэтому сайт так и не увидит свет.
  4. Сайт сделают и он даже полностью устроит своего владельца, но его не получится развивать так как технически не будет возможности управлять им в полной мере.

Так или иначе предприниматель должен понимать, что задача студента — положить красивую картинку в портфолио затратив на это минимум усилий. Бизнес предпринимателя и те задачи, которые он ставит перед сайтом, студента, по большому счету, не волнуют. Хотя бывают варианты.

Есть бизнес-модели, где зарабатывают не на создании сайтов, а на внесении в них исправлений. Исправления будут обязательно (адрес поменялся, номер телефона, цены или условия предоставления услуг). Жизнь не стоит на месте.

Прекрасно, если сайт растет вместе с проектом. Но чаще всего бывает иначе. Предприниматель вынужден делать много лишних телодвижений так как он на первоначальных этапах ограничен в ресурсах. В результате вместо развития сайта ему каждый раз приходится создавать новый (начинать сначала). Все эти силы можно было бы потратить на развитие других каналов и подойти к этапу запуска сайта без лишних стрессов. Когда имеется ресурс, всё остальное — дело техники.

Почему предприниматель может заинтересоваться предложением бесплатного сайта? Потому, что у него сейчас не хватает денег на эту задачу.

А что если рискнуть? Если конечная цель — не сайт, а просто подумать на тему сайта, посмотреть как это бывает, что для этого может понадобиться, то затраты времени на такое сотрудничество с начинающим специалистом вполне могут быть оправданы. При такой постановке вопроса предприниматель, скорее всего, не будет разочарован, так как хотя бы минимальный результат, выраженный в знаниях и опыте, для себя он получит.

Только открыли бизнес

Реальная история:

Двое хороших знакомых открыли бизнес, предоставляющий услуги промышленного альпинизма. Вложения делили поровну. Сайт, который им сделали за 100 тыс. рублей, так же оплатили 50/50. Но не сработались и к тому моменту когда сайт был готов, он был уже не особо нужен.

Не спешите делать сайт если только что открыли бизнес (особенно, если речь идет о бизнесе в партнерстве). Даже если вы стартуете не с нуля и у вас есть деньги на инвестиции, всё равно — не торопитесь с сайтом.

Побудьте немного в социальных сетях. Потратьте деньги на посты в местных пабликах (если речь о геозависимом проекте) или специализированных группах. Посмотрите на свою аудиторию. Часто она отличается от той, которую представляет предприниматель на старте.

Наберите побольше хороших качественных фотографий процесса. Как вы делаете то, что делаете? Подумайте о ценностях, которые вы разделите со своей аудиторией. Что для них будет важно в вашем продукте или услуге? Напишите тексты. Да, тексты. Именно вокруг них будет строится ваш будущий сайт. Про них у вас сразу спросят. И это часто становится камнем преткновения.

Многие предприниматели не могут писать тексты не видя сайт. Им как будто требуется какая-то отправная точка. Но, на самом деле, дизайн делается после того, как закончена работа копирайтера, а не наоборот.

Дизайн — как хорошая оправа для алмаза. Он помогает наилучшим образом донести информацию, сказать то, что вы не смогли выразить в словах. Поэтому стараются сначала писать, а потом рисовать.

Все складывается легко и как бы само собой, если предприниматель в процессе реализации своей задумки делает для себя заметки в блокноте о том, чтобы хотел рассказать на своем будущем интернет-ресурсе. Дайте себе на это время.

Сайтов на вырост не бывает. Пока бизнес не сформировался, никто не может сказать наверняка — какую форму он в результате примет. Может получится так, что интернет-ресурс на будущее не совпадет с этим будущим.

Но если строить сайт как дом — заказать сначала фундамент, на котором можно будет построить не только два, но и три этажа, возможно пристроить башенку, а на заднем дворе разбить сад, то никакой ресурс не будет потрачен впустую.

Чтобы всё получилось именно так, необходимо разобраться в вопросе:

  • подумать на базе какой платформы создавать сайт;
  • кто будет писать тексты;
  • какие изменения на сайт будет внести легко, а какие потребуют значительных затрат;
  • кто станет «достраивать башенки»;
  • кто будет отвечать за защиту от взломов;
  • где «потолок» у этой платформы;
  • с какими сервисами будущий сайт должен уметь интегрироваться;
  • куда дальше и как сложно переехать.

Дайте себе время на изучение информации. Не обязательно копать вглубь каждого вопроса до упора. Но важно знать все варианты возможного развития событий чтобы минимизировать риски.

Если времени мало или просто нет желания вникать в технические дебри, хороший вариант — платная консультация у человека, который разбирается. Для лучшего результата можно взять две консультации у разных специалистов. Тогда вам просто не потребуется читать всё подряд. Вы сразу сможете поговорить именно о тех вариантах, которые подходят именно для вашей ситуации и бизнеса.

Таким образом, не торопясь с сайтом предприниматель проигрывает время, но отыгрывает его назад, если приходит заказывать интернет-ресурс будучи подкованным в этом вопросе. Минимизируются риски манипуляций со стороны исполнителя. И отношения, скорее всего, сложатся хорошие, так как всегда приятно работать с тем заказчиком, который точно знает чего хочет. А если ещё и тексты с фотографиями будут готовы, то это вообще в разы ускорит процесс.

Сайт нужен чтобы был

Так делают не только с сайтами. Иногда создают группу в социальной сети просто потому, что у всех есть и у нас должна быть. Обычно этим «грешат» крупные компании, у которых есть ресурс не только на устойчивое развитие, но и на то, чтобы пробовать что-то новое.

А иногда бывает, что человек состоялся в соц.сетях. У него все прекрасно работает, воронка отлажена. И он задумывается о создании сайта как элемента, подтверждающего что его бизнес уже вроде как состоявшийся, а так же для еще одного канала привлечения клиентов.

Пробовать — это прекрасно. Но сайт не работает сам по себе. Им нужно заниматься. Постоянно. Как минимум, нужно обновлять платформу и модули. Иначе сайт взломают и станут рассылать с него спам. После этого придется делать новое всё, даже домен новый покупать так как этот будет под фильтрами.

Сайт для сайта не нужен. Если ваш бизнес уже дорос, подумайте о том, какую задачу вы хотите поставить перед интернет-ресурсом и как он встроится в уже существующие процессы.

Выводы

У каждого человека есть текущие расходы: коммунальные услуги, оплата телефона, курсы и тому подобное. Если вы решил обзавестись сайтом, то он тоже станет частью текущих расходов. Важно об этом помнить.

Часто сайты делают потому, что думают — нужно будет один раз вложиться, а дальше он станет бесплатно приводить людей из поиска. На самом деле это «условно бесплатные» клиенты. Чтобы их получить необходимо время (в среднем около года), много уникального контента и техническая поддержка сайта (чистый код, сертификаты безопасности, защита от взломов и спама). Это не то, чтобы это было очень дорого. Просто к этому необходимо быть готовым.