Полбутылки рома, два пистолета,
Сумка сменной одежды - и всё готово!
Вот оно какое наше лето...
Вообще ничего святого!
(с)Вера Полозкова

На самом деле перекус из сухофруктов и два термоса с чаем.

«Вообще ничего святого» — то, что приходит в голову каждый раз, когда я думаю про дорогу к Планческому поселению. Как ни вспомню, сразу хочется раздобыть где-то два пистолета. Но об этом позже. Всё нытье в конце статьи. А пока про Красные скалы.

Два термоса и перекус в дорогу

Маршрут на Красные скалы

Маршрут начинается за Планческим поселением. Как увидите слева указатель, креативно закрепленный на стволе огромного поваленного дерева, никуда не сворачивайте. Ехать нужно прямо и тогда почти сразу обнаружится, что асфальт закончился. Колея в грунтовке за асфальтом местами очень глубокая. Поэтому, если у вас не внедорожник, то машину лучше всего оставить прямо на этом переходном этапе между асфальтом и грунтовкой.

Начало грунтовки по дороге на Красные скалы
Начало грунтовки. Стоянка. Вид от начала тропы

Когда мы приехали, там уже стояло достаточно много машин. Возможно тут такое всегда. А может быть причина в том, что наша прогулка совпала по датам с соревнованиями, которые проводил Краснодарский клуб альпинистов «Штурм». Некоторые из их машин проехали выше, до святого источника. Это была нива и какая-то иномарка. Мы видели, как они потом оттуда выбирались со скоростью медленного пешехода и решили, что сами такие покатушки пробовать не будем.

Чтобы иметь возможность сходить круговым маршрутом до скал мимо озера, нужно не промахнуться мимо тропы. Мы трижды проходили мимо. К слову, связи тут нет. Интернета тоже. Определить своё местоположение можно только по спутникам.

Нас спасли любители коротких маршрутов и красивых фотографий. Когда в очередной раз мы вернулись к машине, нашли там мужчину и женщину. Они только приехали и мужчина сразу спросил: «Ребят, где тут люди ходят в горы?» Мы ответили, что и сами хотели бы это понять и уткнулись в свои телефоны.

Пока мы бегали по кустам, мужчина обнаружил тропу. Только услышав его голос наверху мы прозрели. Увидеть тропу среди травы может лишь тот, кто знает где искать. Или очень внимательный путешественник. Мы не знали где искать, но знали что мы ищем. Накануне немного подготовились. Согласно статье на сайте Кубань-лэнд маршрут начитается со шлагбаума.

Тропа правее дороги
Видите тропу справа? А она есть!

Серый шлагбаум был надежно замаскирован листвой и находился выше по тропе, скрытой высокой травой. Поднявшись к заброшенном металлической преграде немного пообщались с мужчиной и девушкой. Оказалось, они ехали на Планческие скалы. Мы объяснили как вернуться к Планческим и рассказали по какой тропе будет легче пройти наверх. Но ехать обратно им явно не хотелось. Мужчина предложил девушке сходить на Красные раз уж они оказались на пути к ним. Тогда мы предупредили, что впереди их ждет неблизкая дорога по лесу. Маршрут значительно дольше, чем подъем на Планческие, которые находятся почти у дороги. Затем поблагодарили за то, что помогли обнаружить тропу и пошли выше.

Шлагбаум в листве
Природа маскирует шлагбаум

Если бы не статья на Кубань-лэнд, то мы бы опять ушли не в те края. Широкие дороги всегда выглядят соблазнительно. Когда впереди удобный путь теряешь бдительность и пропускаешь повороты. Благодаря ранее прочитанному материалу мы помнили, что по волоку ходить не стоит и когда тропа перешла в дорогу остановились в поисках другого пути. Тропа, которая была левее, тоже сильно заросла. Путь отмечен. Это видно на стволах деревьев. Вот только разглядеть метки сквозь листву не всегда удается.

Метки на маршруте к Красным скалам
Маршрут размечен так

Ключевых точек, где можно заблудиться, только две. Обе в самом начале.

Точка 1 – тропа уходит правее автомобильной грунтовой дороги буквально в нескольких метрах от места, где можно оставить машину. Координаты точки 44.636204, 38.612248 Ориентир – шлагбаум, закрывающий тропу чуть выше старта.

Место где нужно свернуть
Здесь нужно свернуть влево

Точка 2 – поваленное дерево, лежащее над дорогой. Возможно, его уже не будет, когда пойдете вы. Тогда ориентируйтесь на поворот. Тропа расширяется в волок и поворачивает вправо. Значит еще до поворота вам нужно уйти левее. Ориентируйтесь по отметкам на дереве. Приблизительные координаты точки 44.635104, 38.610242

Вид от того места, где нужно свернуть
Шлагбаум внизу за поворотом

Дорога к Красным скалам по тропе

Мы ушли в чащу и погрузились в волшебный лес. Он был наполнен стрекотом цикад и скрипом высоких стволов. День выдался ветреный, но в лесу этого не ощущалось. Только по скрипу стволов можно было понять что твориться снаружи или в городе, который мы недавно покинули.

Тропа петляла. То поднималась вверх. То спускалась в русло безымянной реки, от которой в начале июля остались только берега. Видно, что в периоды половодья здесь всё очень активно. Справа и слева завалы.

Лето 2019 выдалось жарким. Весь май и июнь почти не было дождей. Земля в лесу была такая, что не втыкалась трекинговая палка. Подъемы иногда были крутыми. Но за ними неизменно следовало выполаживание. Периодически тропа шла по самому краю глубокого спуска в русло реки. Склон крутой, но не обрывистый. Весь порос деревьями. Русло настолько глубокое, что за листвой мы не видели дна.

Очень обидно, что в любом лесу мы всегда находим себе работу. Вот и тут на одном небольшом участке сразу 4 стеклянных бутылки, разбросанные в разные стороны от тропы.

Мы только начали путь. Вечно нам приходится таскаться с мусором всю прогулку. Никакого удовольствия. К том же у нас с собой опять только маленькие рюкзаки на 5 литров в которых и так уже дождевики и термосы. Но мусор мы все-таки забрали. Этот и другой, который позже встретили на маршруте тоже.

Мусор на туристическом маршруте
То, что есть в любом лесу

Многие любят рвать лопухи или цветы по дороге. Ну да, с лопухами фотки для соцсетей получаются смешными. А с цветами романтичными. Но мы не советуем. Если уж вам очень хочется что-то в лесу рвать, рвите ленты, затянутые вдоль основных столбов деревьев. Иначе рано или поздно лента дерево задушит или станет причиной его болезни. Соревнований в этих лесах проводится много. Но ни маркировку, ни мусор за собой никто не убирает 🙁

Не душите деревья
Такую маркировку нужно снимать

Красное озеро

В 150 метрах от Красных скал есть озеро. Своеобразное место. Сквозь него растут деревья по всей площади. Не очень понятно как им это удается, но тем не менее. Уровень воды в озере примерно одинаковый в любое время года. Предположу, что питается оно из родников и является истоком реки, которая в скором времени впадает в Афипс. Эту реку мы еще увидим чуть позже.

Озеро рядом с Красными скалами

К озеру ведет только одна тропинка. Она достаточно крутая. В момент нашего визита на тропе лежало огромное дерево. Мы все же спустились вниз, кое-как пробравшись сквозь ветки. По берегу можно пройти. В одном месте даже есть выполаживание. На картах эта территория отмечена как место под палаточный лагерь. Но находится долго там невозможно. Это комариный рай. Поднимались вне тропы потому, что выбраться обратно через ветки поваленного дерева оказалось невозможно.

Тропа к озеру завалена

Дорожка к озеру такая же заросшая, как и другие тропинки. Сориентироваться легко. Озеро видно сквозь листву задолго до начала спуска. Тропа идет по склону траверсом. Если путь поворачивает вверх, значит вы на месте. Фактически это перекресток. Траверс закончился и есть два пути: один к озеру вниз, другой наверх к скалам.

Красные скалы

Тропа от озера идет вверх и ныряет в кусты орешника. Дальше грунта нет. Путь пролегает исключительно по скальной породе. Удивительно, как тут что-то может расти.

Тропа от озера к скалам
Тропа от озера к Красным скалам

На скалах мы обнаружили ажиотаж. Сначала думали, что это скалолазы. Позже поняли, что это альпинисты. Судя по тому, что там происходило, ребята отрабатывали спуск-подъем пострадавшего. И это было соревнование. Мы не хотели мешать и попытались быстро ретироваться. Ничего не вышло. Карта врет. Если ей верить, то спуск со скал там же, где и подъем.

Правая часть массива Красных скал
Проход в скальной стене. Правая часть массива

Мы исследовали левую часть скального массива. Спуска там нет. Чуть было не сунулись в русло ручья. Это единственное, что напоминало спуск. Но было непохоже на то, что там ходят.

Один из участников соревнований двинулся в нашу сторону по каким-то своим очень важным делам. Тут мы его и перехватили. От парня мы узнали, что тропа там, где сейчас вся движуха. Уйти никому не мешая у нас не вышло.

Действительно красная скала
Красный цвет скального массива

Если вы будете повторять наш круговой маршрут, примите во внимание, что для спуска со скального массива нужно пройти немного вдоль стены вправо. Старайтесь перемещаться быстро и не шуметь. Не задерживайтесь в этом месте. Сверху может прилететь камень.

Все люди, находящиеся в тот день на Красных скалах, были в касках. Исключение сделали только для собак. Как только мы приблизились к ребятам, то сразу услышали: «Не ходите под скалами!» Ребята, я вас обожаю!!! Спортивные туристы — ценный сплав любви к природе и к порядку, а так же отсутствие пренебрежения к правилам безопасности. Если бы так умели жить и в городах, мы жили бы в лучшем мире.

«С радостью ушли бы, но не знаем где спуск к родникам» — ответил Игорь. Нам дружелюбно указали куда-то в сторону группы людей. Тропа теряется меж огромных камней. Вообще ровных площадок пригодных для постоять тут мало. На тропе стояла чья-то тарелка. Кто-то торопливо пил чай из кружки. Другой напряженно всматривался вверх, вероятно болея за соревнующегося товарища. Под ногами крутился миленький рыжий пёсель. Извиняясь за то, что ребятам пришлось подвинуться, мы поспешили ретироваться.

Спуск от массива Красных скал
Спуск с Красных скал маркирован красной краской

Спуск с Красных скал

К моменту спуска мы были уже дико голодны. Сначала хотели перекусить на озере. Потом на скалах. Но оба плана не удались и мы заметно приуныли.

Однако стоило нам добраться до того места, где тропа делает очередной поворот, как всё изменилось.

Мир юрского периода. Сад огромных камней, каждый из которых напоминает стол или даже столб. Всё густо поросло мхом и папоротником.

Мы присели на камешек у обрыва перевести дух. Достали термосы с горячим чаем. Стрекот цикад сменялся причудливыми трелями птиц. Выглянуло солнышко и устремило свои лучи сквозь решето листвы высоких деревьев. Перед нами был огромный камень правильной формы. Под камнем отверстие — будто пещера. Верх причудливого образования напоминал крышу с козырьком. Рядом пробивалось молодое интересное деревце. Тропа бежала мимо камня, устремлялась вниз и терялась в чаще.

Мы сидели, пили чай и слушали лес.

Остатки орехов оставили местным обитателям, аккуратно высыпав на островок мха. Нужно было торопиться. Солнце садилось.

Обед в лесу

Когда я закончила сверяться с картой и уже хотела убрать телефон, рядом с моим лицом на листик какого-то куста прилетело и уселось насекомое. Оно смотрело на меня. Я смотрела на него. Насекомое меня не боялось и не улетало. Пришлось фотографировать.

Поначалу путь всё время шел меж больших камней. Лес густой. Потерять тропу тут ничего не стоит. Поэтому некоторые спуски отмечены красными стрелками. А один обозначен живописной пирамидой из камней.

Со временем огромных валунов становилось меньше. Но тропа продолжала петлять. Судя по карте, нам должен был встретиться родник и небольшое озерцо. Но ничего такого мы не увидели. Хотя одно место напоминало тропу и по факту, наверное, являлось пересохшим руслом ручья. Через некоторое время мы вышли к костровому.

Место выглядело удручающе. Как можно так сильно завалить мусором очаг. Ведь тут же вы готовите еду, люди. Пришлось убираться. Единственное, чего мы не смогли забрать с собой, – огромный рекламный баннер. Остается только надеяться, что об этом позаботятся лесники.

Столько хлама тут неслучайно. Совсем рядом автомобильная дорога. Она очень плохая. Только для внедорожников. Но видимо кто-то все же добирается сюда. И бывает это часто. Непонятно, что мешает им увезти мусор с собой. Хотя бы разбитую кружку. Неизвестно, на что надеялся человек, оставивший осколки в костре.

Тропа выходит на грутовку в районе моста через ерик Красный. Тут же имеется шлагбаум. Как без него? Ребята из «Штурма» догнали нас еще на пути от кострового и сейчас торопились к своим машинами.

Это место номер два, куда некоторые отважные могут добраться на авто, называется «Святой источник». В июле источник, богато украшенный разнообразными иконами и крестами, был сухим. При этом чуть дальше по грунтовой дороге имелась приличная лужа. Представляю, что здесь твориться в межсезонье. Это дорога для индуриков и квадроциклов. В общем, для тех, кто не боится грязи или «сесть на мель».

Пока ребята грузились, мы ушли вперед. Они потом нас догнали. Некоторое время мы двигались вместе с машинами. Нам пешком было куда комфортнее, чем тем, кто сидел в транспортных средствах. Но чтобы пропустить машины вперед нам пришлось сильно замедлиться.

Пока пропускали обнаружили чудесную обзорную площадку. С камня, висящего над обрывом, открывался умопомрачительный вид на изумрудные горы.

Изумрудные горы из машины не увидеть

Наша дорога почти все время стремилась вниз сообщая, что мы спускаемся с горы. В какой-то момент она уперлась в высокую скальную стену, поросшую лесом, и повернула. Повернули и мы.

Один живописный вид сменился другим. Теперь в проеме деревьев виднелась гора ровной треугольной формы. Настоящая зеленая пирамида. Примерто тут нас догнали парни на мотоциклах. В тот момент мы еще не знали, что будем долго ненавидеть этих засранцев.

Гора как зеленая пирамида
Зеленая пирамида

По дороге нам встретились цветы, бабочки и пасека. За пасекой разветвление дорог. Левее мостик через ерик. А правее брод через тот же водный объект.

Развилка дорог
Слева мост, а справа брод

Чуть дальше дорога пересекает ручей, вытекающий из озера Красное и впадающий в Афипс. Но в середине лета мы не заметили ничего примечательного.

Вскоре мы добрались до машины. Лес с виду такой же, что и за спиной, был совершенно другим по ощущениям. Птицы не пели. С территории турбазы, расположенной по другую сторону реки, доносится шансон и дикие крики.

Мы давно заметили, что одно и тоже место может выглядеть совершенно по-разному. Все зависит от того, как себя там вести. Лес не любит людей. С приходом человека лес меняется. Но если человек один, то лес не чувствует угрозы и продолжает жить своей особой жизнью. Тоже происходит, если люди знают как себя правильно вести в разных пространствах.

Маршрут прогулки на Красные скалы

Собрав мусор вокруг машины, мы поспешили удалиться. Впереди нас ждал долгий пыльный ад.

Дорога к Планческому поселению

Над дорогой к Планческой нависают деревья. Это могла бы быть очень приятная поездка, если бы не пыль. В марте и апреле путь ещё приятный. Листва свежа, а некоторые деревья цветут. Но в июле вы попадаете в серый лес.

Пыльный лес и дорога к Планческой

На всем, что находится вдоль дороги, лежит плотный пыльный налет. Такой сильный мы видели лишь однажды у карьеров на Медвежьей горе.

В июле в нашей старенькой машине с греющейся коробкой передач ехать жарко. Но приходилось сидеть с закрытыми окнами. Любой встречный или обгоняющий автомобиль поднимал такой столб, что было сложно ориентироваться на дороге и совершенно невозможно дышать.

По дороге к Красным скалам мы встретились с огромным желтым монстром. Спец.автомобиль приближался к нам быстро. За ним вилось серое марево. Казалось, мира за машиной не существует. Только пыль. Мы приготовились к худшему, максимально прижались к обочине и остановились. Полагали, что придется ждать, когда всё уляжется и снова станет видно дорогу. Но этого не случилось.

Желтый монстр стал оттормаживаться и в результате проехал мимо нас так аккуратно, что мы даже разглядели, как водитель поблагодарил нас за корректное поведение на этой дороге. Вот человечище, а!

На обратном пути с Красных скал нам сильно не повезло. Еще в начале пути перед нами выехали на дорогу любители горных мотоциклов. К черному Volkswagen крепился прицеп. Машина с «вагончиком» не могла двигаться быстро, но производила очень, ОЧЕНЬ много пыли посредством 6 колес.

В нашем стареньком авто никаких фильтров в системе воздуховода не водится. Окна пришлось закрыть. Коробка передач исправно делала в салоне баню. Мы были вынуждены находится в этом аду почти 10 км. Нас не пропускали. Volkswagen двигался исключительно по центру дороги с той максимальной скоростью, с которой мог ехать, учитывая прицеп. В какой-то момент у нас была встречная машина. Volkswagen занял свою полосу, и мы уже подумали, что это улыбка удачи. Но нас жестко подрезали.

10 километров я осыпала проклятьями двухметрового бородатого детину, сидевшего за рулем черной машины с прицепом. Возможно, он не хотел, чтобы мы его запылили. Но он уже и так был в пыли, которую сам же и поднимал. Если бы он пропустил нас, то забыл бы о нашем существовании через три минуты. Но мы были вынуждены оттормаживаться всю дорогу. Ехать медленнее, чем машина с прицепом было не всегда возможно. А если ехать за ними, то нечем дышать даже при закрытых окнах. Всех, кто скажет, что нужно покупать нормальные автомобили и не жаловаться – в топку!

Когда мы дружно выехали на асфальт, обгонять их тоже не стали. Первое время черный Volkswagen продолжал игнорировать разделительную и двигался по центру дороги. Потом началось встречное движение. Но я попросила Игоря держаться еще немного за ними. Мне нужно было купить помидор в станице и очень не хотелось ехать с этими негодяями до самого Краснодара. Я надеялась, что пока мы будем заниматься покупками, наши недруги отъедут подальше, и мы больше не встретимся. Но план провалился. Двухметровые любители горных мотоциклов тоже решили подзатариться.

Пока я накладывала помидоры в емкость для взвешивания, водитель машины марики Volkswagen пытался выцыганить у деревенской женщины скидку на маринованные грибы. Женщина сначала не соглашалась. Но после фразы «То есть на встречу не пойдете!!?» немного уступила. Видно же, что люди, катающиеся на таких авто, последний хлеб без соли доедают. Нужно отнестись с пониманием.

Я всегда стараюсь все покупать у деревенских но никогда не торгуюсь. Да, у них дороже, чем в магазине. Но я знаю почему, и поэтому не торгуюсь.

Вместе с помидорами в тот день я купила веру в то, что при засилии птицефабрик и селитры у людей не пропадет желание что-то делать на земле своими руками без применения химикатов. Сейчас купить овощи на рынке дешевле, чем вырастить их на своем огороде. Вот только можно ли есть эти дешевые овощи? Поэтому с деревенскими я никогда не торгуюсь.

Черный автомобиль с прицепом был нашим соседом до самого Краснодара. Периодически мы встречались в пробке. Volkswagen держал обочину не пропуская обгоняторов. Зло пожирает само себя.

Когда вернулись в город я села писать эту статью. Дамы и господа, на пыльной грунтовой дороге проявите уважение к соседям. Поверьте, вам обязательно это зачтется в карму. Да и получать благодарность от водителя встречной машины очень приятно. Давайте будем вежливы. Это легко.