На Полковничьи я ехать не хотела. Казалось, что это слишком популярный и поэтому слишком людный маршрут.  При этом, не очень понятно откуда все эти люди берутся. Месторасположение такое, что  от Краснодара далековато. Еще чуть-чуть и побережье, где много маршрутов с водопадами и бонусом можно погулять вдоль моря. Со стороны побережья имеет смысл приезжать только когда там уже все погулял. В общем, маршрут на Полковничьи водопады для меня был слишком неоднозначным до того как я там побывала и остается таким сейчас. В нём много противоречий:

  1. До него можно добраться общественным транспортом, но редкий путешественник обрадуется такой прогулке. 
  2. Его ходят совершенно неподготовленные люди, частенько можно встретить отдыхающих с грудными детьми, но нам  —  двум людям среднего возраста без компании малышей  —  маршрут не показался сильно легким. 
  3. Местность не особо дикая. Натоптано много разных тропинок. Можно составить разнообразный причудливый и красивый маршрут. Рай для туриста, но единения с природой не получается так как туристов тут много. 
  4. Идти всего 8 км, но придется потратить весь световой день. Ошибкой будет думать иначе. Именно эту ошибку я совершила и, чтобы другие не попались, оставляю свой отчет.

Как добраться до Полковничьих водопадов

Я считаю, что тут может быть только один адекватный вариант – на машине до хутора Полковничьий. Поселение обозначено на всех картах и есть в навигаторах. В этом плане путешествие очень легкое.

Можно поехать на своей машине, договориться с знакомыми или присоедениться к туристической группе с гидом, но не стоит сильно рассчитывать на рейсовый транспорт. Несколько обстоятельств сведут на нет все удовольствие от путешествия:

  1. От автотрассы до выхода на маршрут чуть больше 2.5 км. В обе стороны получается 5 км которые отнимут полтора часа времени и некоторое количество сил. А ведь они так сильно будут нужны на самом маршруте.
  2. Поворот к хутору Полковничий  —  съезд с оживленной широкой автотрассы. Пешеходных переходов нет вообще. Остановок нет. Если ехать из Краснодара, то можно без проблем сойти в нужном месте. Там есть что-то вроде кармана. Автобус остановится. Переходить дорогу не нужно. Но вот как ехать обратно? Перейти дорогу сложно. Стоять на другой стороне дороги небезопасно. И не факт, что проходящий мимо автобус (да и любой другой транспорт) захочет подобрать путешественника. 
  3. После длительного путешествия по красивому маршруту хочется дать отдых ногам, а не стоять, глотая пыль, на трассе чтобы потом еще долго трястись в автобусе.
  4. Невозможно рассчитывать на расписание так как никогда точно неизвестно сколько времени займет дорога. Летом именно в этом месте начинает образовываться или уже наглухо стоит пробка. Это же обстоятельство усложняет переход дороги, так как водители злые, пешеходов в многорядном движении не видят, носятся по обочинам и думают только о том, как побыстрее продвинуться ещё хотя бы на сантиметр вперед. 
Поворот к хутору Полковничий (вид в сторону Джубги)

Возможно, когда вы будете читать эту статью дорожные службы уже организуют безопасный переход через трассу М4 и остановку общественного транспорта в районе хутора Полковничьий. Но пока этого не произошло, рекомендую все же добираться при помощи машин. Разные активисты и туристические компании постоянно организуют сборные поездки. Место действительно очень популярное.

Где оставить машину в хуторе Полковничий

Терпеть ненавижу платные автостоянки рядом с популярными туристическими объектами так как обычно это бесплатные стоянки где какие-то ушлые ребята собирают плату за то, чтобы с машиной ничего не случилось пока вы будете гулять. Но тут совсем другая ситуация. Я искренне рекомендую пользоваться именно платной парковкой  —  выигрывают все. 

Полковничье  —  маленький хутор с узенькими улочками. Там негде приткнуть машину и никому при этом не помешать. Либо заедешь на чью-то грядку, либо поцарапаешь авто в кустах, ну или перекроешь проезд. Обычная машина проедет, а вот камаз  —  нет. Мы по дороге почти у самого выхода на маршрут встретили камаз и только чудом смогли с ним разъехаться.

Поэтому когда мы увидели, что местный житель, чей дом расположен рядом с туристической тропой, предоставляет места для паркинга за символические 100 рублей, то даже сомневаться не стали. Территория облагорожена. Все красивенько, как в музее. Парковка  —  зеленая лужайка в лесу с постриженным клевером. Можно использовать как кемпинг. Сдаются места под палатку, есть пара домиков. Организовано специальное место для мангала. 

Цены на 2021 год были такие:

Место под палатку  —  500 рублей.

Мангал и место для организации костра  —  500 руб. для семьи и 1500 для компании

Вагончик 5 мест для сна  —  2500 рублей.

Самый главный бонус платной парковки  —  туалет. Весь маршрут пролегает в узком ущелье, поэтому спрятаться в кустах там просто негде. Большую часть пути справа и слева скальные стены. Есть одно место рядом с первым водопадом, где организован «зеленый домик». Но до него еще нужно добраться. А путь до хутора из Краснодара может быть долгим. Поэтому пользуйтесь платной парковкой и ее удобствами  —  запасайтесь терпением заранее, до выхода навстречу красоте и приключениям.

Сапоги обязательны?

От парковки в сторону водопадов ведет дорога. Чтобы попасть на неё необходимо преодолеть брод или пройти по шатающемуся мостику. Но это не имеет смысла так как в результате всё равно придется идти по реке.

Дорога ведет к дому, расположенному за рекой и заканчивается у ворот буквально через несколько десятков метров. Мостик  —  пеший проход в период разлива воды и развлечение для туристов. С него открывается живописный вид.

99.9% того, что ноги на этом маршруте промокнут практически сразу. Обувать следует то, что сможет выдержать 8 и более часов в воде и ваши ноги при этом останутся в порядке. 

Самое главное  —  чтобы обувь не развалилась, так как вернуться из ущелья босиком будет крайне сложно. Кругом камни скользкие и острые. Остальное зависит от времени года и обстоятельств. 

Когда-то река сильно мелеет. Значит  будет много сухих участков. Зимой это случается чаще всего и тут важнее не замерзнуть. Тогда высокие сапоги и теплые носки – самая подходящая обувь. Летом, когда вода теплая, можно ходить в любой обуви, которая не порвется, не будет снята случайно с ноги потоком воды. 

Иногда вода в реке теплая уже в мае. А иногда бывает холодной даже в начале лета. Вот тут снова хорошо бы вернуться к варианту с сапогами. Я так и сделала. Но это меня не спасло  —  сапоги оказались слишком короткими. Весной река полноводна. Это хорошо для водопадов, так как они в этот период краше всего, но плохо для людей с короткими сапогами. 

Мои синие сапоги слишком короткие для этой реки

Сложности маршрута

Самая большая сложность путешественников – внедорожники. Они едут по руслу, разбрызгивая воду вокруг себя. Тем, кто сидит в машине, наверное, весело. А тем, кто уступает дорогу  —  тяжело. Деться из ущелья некуда. В узких местах приходится вжиматься в стены или в заросли. Если это происходит один-два раза за весь путь, то не обращаешь внимания. Но в июле и августе движение автотранспорта по руслу реки очень оживленное.

Транспорт проезжает очень близко даже если вжаться в куст

Другая сложность  — на некоторые водопады приходится карабкаться с риском. Но они расположены в верхней части маршрута. До них сначала нужно добраться. Тот, кто преодолеет это расстояние наверняка подготовлен и знает что делать.

Запрещающий знак, который ничего не запрещает

Третья сложность  —  холодная вода. Иногда она может быть действительно прохладной. Но по-началу этого просто не понимаешь. Один-два часа прогулки не угрожают организму, а вот шесть или восемь  —  уже опасно так как есть сложностью номер четыре  — высокие каменистые, обрывистые берега.

С маршрута нет экстренных выходов. Сколько идешь по реке в одну сторону, только же придется топать обратно. Поэтому силы и время следует делить пополам и не ошибаться в расчетах.

Сухая возможность срезать углы

Периодически из воды на берег выбегают тропинки. Это возможность срезать угол по суше и, часто, место для отдыха. Костровища организовали практически на каждом полуостровке, но жечь костры тут строго запрещено, о чем свидетельствуют соответствующие таблички. 

Одно из множества костровых мест в которых нельзя жечь костер

Большой навес рядом с первым водопадом

Первое, что мы увидели, когда добрались сюда  —  два экипажа рядом с внедорожниками. Люди активно махали руками показывая, что мы должны выйти из реки и подняться по дорожке на один из склонов.

Уйдя под тень высоких деревьев, покрывающих крутой склон, мы обнаружили очень серьезный лагерь. А пройдя еще чуть дальше поняли, почему нас сюда отправили. Вовсе не для того, чтобы чай пить. Это проход. Единственный возможный проход и проезд дальше по маршруту.

Здесь вода срывается с уступа на который никак не взобраться. Можно только обойти по склону. Но чтобы понять это, необходимо повернуть за поворот, скрывающий водопад. Можно полюбоваться видом, но потом придется возвращаться. Так что, если вдруг видите в русле стоянку внедорожников, ищите среди деревьев слева большую беседку и направляйтесь к ней.

Лагерь организован очень серьезно. Место сильно обжитое. Вероятно это часть автомобильной экскурсии. Дорога идет между навесом и мангалом взбирается чуть вверх, имеет узкое ответвление в виде тропинки к зеленому домику, а на самом верху становится ясно что это спуск в ту часть реки, что находится сразу над первым водопадом.

Сколько времени занимает маршрут?

Моя самая главная ошибка в первом походе к Полковничьим водопадам  —  неправильный расчет времени и сил. 

В некоторых источниках написано, что поход занимает 5 часов. Я зачем-то сразу поверила. Скорость человека  —  4 км в час. Тут 8 км. То есть два часа, если бы мы шли по ровному асфальту, 4 часа в обе стороны. И плюс час на пофотографировать. Но никакого асфальта тут нет. Местность сильно пересеченная. К водопаду выше второго придется забираться при помощи троса. А фотографировать хочется каждый куст потому, что очень красиво. На закате в солнечную погоду красиво втройне. Хочется фиксировать мгновения. Теряется связь с реальностью и забываешь о том, что после закатного волшебства наступит кромешная тьма. 

Мы были на маршруте 6 часов. За это время мы добрались до первого водопада и ушли ко второму, но не успели его достигнуть. Солнце садилось слишком быстро, как ему и положено в южном регионе. 

Первый водопад  —  самый популярный. Сюда приезжают на внедорожниках. От поселка до этого места всего 3 км. Вот сюда за 5 часов сходить вполне реально. Но пройти весь маршрут до верхнего Полковничьего водопада с туристической, а не спортивной целью  —  вредя ли. 

Сколько же времени нужно на самом деле? Так как мы не дошли до конца, то на своем опыте оценить не могу. Пока готовила этот отчет, нашла что ходят за 8 часов. Верю. Но это тоже очень хороший темп при невысокой воде. 

Подозреваю, что мне понадобится не менее 10 часов для первого прохода. Второй и последующие разы, вероятно, получится быстрее. Хочется сделать маршрут круговым так как карты показывают наличие дублирующих троп. Но все они проходят через вершинки окрестных гор. На подъемы уходит больше времени. И нужно сделать запас на то, чтобы постоянно сверяться с картой при первом проходе. А еще необходимо когда-то есть и вообще, давать себе время на подышать, посмотреть вокруг, иначе зачем все эти походы. 

Стоит ли посетить Полковничьи водопады?

Краснодарский край богат на удивительно красивые, словно из сказки, места. Я долго не хотела ехать на Полковничьи так как считала его слишком популярным местом. Часто такие локации больше напоминают город  —  шумные, обжитые, с подавленной грустной природой. Но это оказалось не таким. 

Маршрут живописный. В конце затяжной холодной весны 2021 года природа тут цвела не взирая на деятельность человека, оставалась дикой и необузданной. Местечко может оказаться интересным для многих категорий людей. Тут и с детишками весело погулять, и заядлым путешественникам будет что посмотреть. Нужно только правильно рассчитывать силы и время.