Мой старенький ноутбук ломался уже три раза. В момент первой поломки ситуация была стрессовой. Последующие случаи не вносили особых перемен в привычный ход жизни. Я знала к кому обращаться, что делать и когда ждать результат. В жизни не думала, что по такому пустяковому поводу напишу статью в собственный блог. Однажды у одного из близких людей сломался телефон. Все, что произошло потом, заставило меня подумать о том, что в Волгограде нет рынка ремонта ноутбуков и телефонов. Но есть рынок мошенников, активно спекулирующих на этой теме.

Искать сервисный центр в интернете — пустая затея

На первых курсах института я зарабатывала на жизнь продажей компьютеров и их несложным ремонтом. Поэтому когда экран моего ноутбука разделился на черную и белую области, недвусмысленно сообщив о том, что именно в этот момент произошло с моей жизнью, я понимала — проблема в видеокарте.

С другой стороны я осознавала, что институт  был давно и уже достаточно продолжительный срок я «не в теме». Следовательно, нуждаюсь в помощи специалистов.

Третий этап осознанности стал самым тяжелым. Я понятия не имела куда бежать со своей проблемой и как избежать обмана. «Плач Ярославны» в социальных сетях казался мне тогда самым адекватным действием с моей стороны. Толи плач получился очень жалостливым, то ли френды у меня замечательные, но помощь пришла сразу в двух вариантах.

Вариант первый — информационный. Постучался в друзья знакомый знакомого, которой в недавнем прошлом являлся сотрудником одного из Волгоградских сервисных центров. Он объяснил мне достаточно популярно, что моя идея найти авторизованный (типа официальный) сервисный центр, специализирующийся на моей модели ноутбука, мягко говоря, не очень удачна. Знает он, что делают в авторизованных сервисных центрах с ноутами и какие бешеные деньги за это непотребство потом с клиентов берут.

Второй вариант помощи был более практичным. Один из знакомых согласился взять на работу мой ноутбук и показать его своим специалистам. Знакомому доверять было нестрашно.

Поиск комплектующих к ноутбукам — квест

Вердикт по ноутбуку стал для меня хорошей и плохой новостью одновременно. Дело действительно в видеокарте. Это значит, что мой прошлый опыт всё ещё может быть полезен. Но отремонтировать ноут мои благодетели не могут по причине отсутствия у них этой самой видеокарты. Передо мной в полный рост встала новая задача.

Нужную модель устройства я обнаружила в трех местах: на Алиэкспресс, в Москве и (внезапно) в Волжском. На Али продавался новый (не б/у) вариант. Позже я узнала, что это неправда. Они просто ремонтируют и очень хорошо упаковывают старые видеокарты. А новые довольно быстро перестают выпускать. Поэтому через пару лет жизни ноутбука новые комплектующие на него найти почти невозможно. Тогда я этого даже не подозревала, и отказалась от Алиэкспресса только потому, что меня пугал срок доставки. Я ведь не могла работать.

Хотелось заказать из Москвы. Непонятно было, новая она или б/у. Но очень смущали странные пятна на плате и подозрительный вид конденсаторов. Волжскому я доверяла меньше всего. Устройство продавалось бывшее в употреблении, о чем честно сообщалось. И гарантия на него давалась только при условии, что они лично все установят. А доверять свой ноут абы кому я по-прежнему не хотела.

Хороший спец по ремонту ноуов — случайная находка

Обстоятельства сложились таким образом, что вариант в Волжском стал моей последней надеждой. Переговоры с продавцом были долгими. Путь к нему ещё дольше. Я выдвигала немыслимые требования. Хотела лично присутствовать при ремонте. Любой человек был бы в шоке от моей паранойи. А эти ничего. Терпели. Теперь я полагаю, что встреча с этими ребятами стала одной из самых счастливых случайностей в моей жизни. Если бы не их магазинчик комплектующих для ноутбуков, Бог знает, что бы я делала. А так, и ноутбук в порядке, хотя уже трижды могла его похоронить, и много нового узнала о рынке ремонта техники в Волгограде.

Признаки хорошего сервисного центра по ремонту ноутбуков

После истории, которая описана выше и другой, которая будет описана ниже, у меня накопился некоторый опыт. Я структурировала его и получила список факторов, по которым можно определить хороший и плохой сервисный центр по ремонту. Вот что случилось со мной хорошего.

  1. Немедленная диагностика в присутствии клиента. Обычно сервисные центры просто принимают устройство. В лучшем случае дают в замен какую-то бумажку. А дальше вы вынуждены обрывать им телефон, чтобы напомнить о себе и заставить мастера хотя бы посмотреть что случилось. Хорошо, если нет необходимости в замене деталей. Иначе приходится еще около месяц ждать, пока нужная комплектующая часть откуда-нибудь приедет. Нередко, после диагностики выясняется, что стоимость ремонта будет неоправданно высокой. Время потрачено. Деньги тоже, ведь специалисту за работу все равно нужно заплатить. А результата ноль. Выбирайте сервисные центры, где диагностику производят немедленно, при вас. А стоимость ремонта сразу фиксируется в договоре.
  2. Гарантия сохранности комплектующих. Это существовало всегда. Не сильно честные специалисты снимают с устройства клиента качественную деталь, ставят её себе или другу. А клиенту устанавливают более дешевое и менее качественное устройство. В сервисном центре «PARTner» при диагностике все комплектующие ноутбука и их серийные номера вносятся в договор. Таким образом возможность подмены полностью исключается.
  3. Постоянный офис, открытый хотя бы в один из двух выходных дней. ВНИМАНИЕ! Офис — это маркер. Можно безошибочно вычислить мошенников именно по этому фактору. Но придется убедиться в том, что офис есть. Не просто указан на сайте. Юридический адрес можно купить. Не просто озвучивается оператором, а реально существует и работает в нем именно та компания, которая заявлена. Если же офис якобы существует, но работает по такому графику, что попасть туда можно только в отпуск, считайте, что его вовсе нет. Почему этот пункт так важен, станет понятно после прочтения истории с телефоном.
  4. Наличие специализированного оборудования. Когда я сдавала свой ноутбук в сервисный центр «Партнер», они извинялись, что починят только к понедельнику, так как впереди выходные. Случилось это в четверг. В субботу я, переполненная счастьем, забирала свой ноутбук обратно и очень удивилась скорости. «Вы очень редкий случай в нашей практике» — сказали они мне. Оказалось, что конечный потребитель редко к ним приходит. Они работают в основном в Волгоградскими сервисными центрами. Последние принимают устройство на ремонт, везут его к Партнерам, а потом возвращают клиенту. И дело даже не в том, что там какие-то не такие специалисты. Просто специализированное оборудование стоит дорого, как и в любой сфере. Не у всех оно есть.

Как мы ремонтировали телефон

Телефон у мамы Игоря сломался в самое неподходящее время. Через неделю мы должны были уезжать и в такой ситуации никак не могли оставить этого человека без связи. Стали необходимы срочные действия. Сложность заключалась ещё и в том, что мы оба перед отъездом были завалены работой которую нужно закончить в срок. Дефицит времени часто играет злую шутку с людьми.

Поиск сервисного центра в сети интернет дал неплохой улов. Пять компаний. Есть из чего выбрать. В результате до трех сервисов мы не смогли дозвониться. Они не брали трубки. Еще один в конечном итоге, по непонятной для нас причине, отказался принять наш телефон на ремонт. Просто отказали по телефону и все. В результате выбора у нас не осталось. И вот тут бы нам взять себя в руки, и попытаться найти отзывы о компании, к которой мы планируем обратиться. Но нехватка времени!..

История закончилась тем, что у нас был выбор: подарить неизвестным людям 1200 руб. или остаться без телефона. Нас спасла бдительность и дотошность Игоря. Иначе бы наш кошелек похудел на 1200 руб при том, что телефон не работает и нет времени на его ремонт.

Схема мошенничества с ремонтом телефонов и ноутбуков

  1. Предложить наиболее выгодные условия.
    Часто жертва даже не догадывается, что условия, которые ей предлагают, в реальной жизни адекватный сервис просто не предложит, так как слишком велики риски. Мало кто разбирается в ремонте сложной техники и ценах на комплектующие. Если вам озвучивают цену ремонта вместе со стоимостью детали, не уточняя стоимости по-отдельности, бегите. В нашем случае мы должны были насторожиться в нескольких случаях:
    — при каждом новом звонке нам называли разные цены;
    — гарантию на ремонт обещали в течение года, но такой срок не всегда дают даже на новую технику.
  2. Курьер или специалист на дом вместо офиса.
    Мы не стали искать другой сервисный центр в основном потому, что на официальном сайте был указан адрес, который находится рядом с работой Игоря. Была возможность сходить туда в обеденный перерыв. По телефону обещали, что офис работает в нужное нам время. Обойдя весь квартал и не найдя ничего похожего на сервисный центр Игорь позвонил им ещё раз. Осознав, что человек реально находится по обозначенному на оф.сайте адресу, менеджер стал нести какую-то пургу: «Зачем вам это. Там юридические лица обслуживаются и будет очередь (очередь из юр.лиц на ремонт телефонов!) Давайте мы к вам курьера пришлем.» Вот тут нам бы сбежать. Но вместо этого Игорь задал логичный вопрос: «Как мы поймем, что человек, которому мы отдадим телефон, действительно сотрудник сервисного центра». На удивление, мы получили внятный ответ: «У него будет доверенность». Согласились.
  3. В договоре ошибка и неразборчивая подпись.
    Курьер к нам приехал, конечно, без доверенности. В договоре была указана совсем другая модель телефона. Подпись представляла из себя невнятную закорючку. Во всем документе не значилось ни одной фамилии. То есть никаких ответственных лиц.
  4. Агрессия в ответ на неудобные вопросы.
    Мы позвонили в офис чтобы уточнить, действительно ли стоящий перед нами человек является их курьером и почему при нем нет обещанной доверенности. Ответ был очень агрессивным. Кажется именно в этот момент выяснилось, что никакого сервиса нет не только по первому, указанному на оф.сайте адресу, но и по второму. Нам назвали страшный адрес в районе СХИ и грубо указали, что если нас не устраивает курьер, то мы должны ехать туда. Вот послали, так послали. Профессионально.
  5. Обещают быстрый ремонт.
    Нам обещали ремонт в течение двух дней. Но по факту пропали сразу после приема устройства. На излете второго дня мы позвонили в сервис сами. Выяснилось, что специалист даже не смотрел в сторону нашего заказа.
  6. Игра в доброго и злого полицейского.
    На протяжении всей истории мы наблюдали эту игру. Специалисты местного сервиса говорят нам какое-то непотребство. Мы звоним в якобы московский офис. Тут же перезванивает специалист местного филиала и говорит нам уже другие вещи. При этом складывалось ощущение, что представитель московского офиса и местного сидят на соседних стульях.
  7. Поломка будет сложнее, чем вы думаете.
    Нам сказали, что проблема не в динамике, как изначально предполагалось, а в какой-то сгоревшей плате. При этом нужно обязательно заказывать оригинальную деталь. Ждать долго, но у них, чудом, есть в наличии. Задорого, конечно.
  8. Окончательную цену объявляют только после того, как все сделано. Давят на честность. Нас обрадовали на следующий день. Звонок раздался днем: «Мы все сделали. Почти. Осталось пять минут. С вас 8 тыс. руб». Конечно, шок. Возражения на счет того, что нам объявляли другую цену в начале, закрываются тем, что эти менеджеры на телефонах ничего не знают и не понимают. Возражения на счет того, что мы не готовы платить такие деньги закрываются возгласом: «Но мы же сделали работу». Телефонный разговор закончился ничем. Нам дали время смериться с судьбой. Вечером мы позвонили в якобы московский офис узнать, как вернуть телефон без ремонта. Нам ответили, что диагностика стоит 1200 руб.
  9. Скидка
    Этого этапа не было в нашей схеме. Но позже мы стали невольными свидетелями отработки протокола в городе Новосибирске. Все то же самое, как у нас. Как-будто кто-то продал схему по франшизе. Только девушке на ремонт ноутбука (у неё был ноут) предложили скидку в размере половины от заявленной стоимости, когда поняли, что первоначально озвученную сумму они не получат и ноутбук у них просто бросят.
  10. Угрозы и запугивания.
    Нам объяснили, что если мы откажемся от ремонта, то они поставят на телефон маркировку, указывающую на его неремонтопригодность. И ни один сервисный центр у нас аппарат не возьмет. При этом мы все время думали о том, что аппарат уже починили. Что они будут делать? Сломают?
  11. Ремонт без гарантий
    В результате мы отказались от ремонта, но требовали телефон назад. И тут случилось чудо. Нам предложили отдать рабочий вариант за цену, практически равную той, что была объявлена менеджером в самом начале, на этапе переговоров. Но они это проводят как диагностику. Следовательно, никаких гарантий не дают.

Что нас спасло

Когда Игорь разговаривал с курьером, то потребовал его паспорт, затем попросил вписать в договор правильную модель телефона и его уникальный номер, а также свою фамилию, как принимающего лица. Таким образом мы знали полное имя курьера и, при желании, могли выйти на всю цепочку. Вероятно, именно это нас и спасло. Иначе, наш телефон лежал бы сейчас в скупке по цене в 8000 руб.

Это не жулики. Это бизнес

Когда мы вернулись из поездки, то я позвонила в сервисный центр «Партнер» чтобы попросить их заняться ремонтом телефонов. «Юля, нас развели как детей малых. В Волгограде негде отремонтировать телефон. Может вы будете это делать?» Ответ  мне был таким: «Женя, это не мошенничество. Это бизнес сейчас такой. Но нам кажется, что они работают не совсем законно. Сначала мы возмущались. Теперь привыкли. Вот сейчас позвонил человек. Попросил не говорить своему знакомому, что данный тип клавиатуры мы меняем бесплатно потому, что он с него за замену взял 1000 руб. Так и живем.»

Эпилога не будет. Мне к этим словам просто нечего добавить.